Пенсионное обеспечение семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и членов семей умерших пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». (Далее «Закона»).
В соответствии со ст. 1 указанного закона пенсия по случаю потери кормильца от МО РФ назначается семьям лиц:
— проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;
— офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР;
— проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах СНГ, при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пенсионное обеспечение семей лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее — действительную срочную военную службу) в Вооруженных Силах и воинских формированиях, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по линии Пенсионного Фонда РФ.
Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца
Семьи умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и граждан, уволенных с военной службы, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца при наличии условий, закрепленных законодательством Российской Федерации.
Такими условиями в соответствии со ст. 28 «Закона» являются:
— смерть (гибель) военнослужащего (кормильца) во время прохождения службы (независимо от причины смерти (гибели));
— смерть (гибель) кормильца, уволенного с военной службы, не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы (независимо от причины смерти (гибели));
— смерть (гибель) кормильца, уволенного с военной службы, позднее трех месяцев со дня увольнения со службы вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
Семьи пенсионеров из числа указанных лиц имеют право на пенсию по СПК в следующих случаях:
— смерть (гибель) гражданина (кормильца), уволенного с военной службы, в период получения им пенсии за выслугу лет или по инвалидности, назначенной на основании «Закона» «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»;
— смерть (гибель) кормильца, уволенного с военной службы, в период до пяти лет с момента прекращения выплаты ему пенсии.
При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при условии, что пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступление против Родины), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.
Лица, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца
Члены семьи умершего (погибшего) гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа лиц, уволенных с военной службы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, если они соответствуют одновременно всем условиям, установленным ст. 29 «Закона».
Так, претендующие на назначение пенсии по случаю потери кормильца лица должны соответствовать двум условиям:
1) быть нетрудоспособными. Данное условие означает отсутствие у лица в силу объективных причин (т.е. в силу определенного возраста либо состояния здоровья (наличие инвалидности) способности трудиться и иметь тем самым заработок, являющийся источником средств к существованию;
2) состоять на иждивении умершего (погибшего) военнослужащего. Под иждивением понимается обеспечение неработающего (несовершеннолетнего, престарелого, больного и т.п.) средствами, необходимыми для существования.
Что включается в содержание каждого из названных условий?
Нетрудоспособными членами семьи считаются:
а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме образовательных учреждений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), — до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста.
Пенсия по случаю потери кормильца назначается также совершеннолетним детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, самостоятельно поступившим в иностранные образовательные учреждения или по направлению на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) и обучающимся по очной форме обучения.
Также необходимо учитывать, что профессиональная подготовка в учреждениях начального профессионального образования (межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках(цехах) и т.п.) не является профессиональным обучением и соответственно не дает права на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Братья, сестры и внуки гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, имеют право на пенсию за него, если у них нет трудоспособных родителей;
б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины — 60 лет, а женщины — 55 лет либо являются инвалидами.
Кроме того, на основании статьи 33 и части 2 статьи 34 данного Закона усыновители имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями. Отчим и мачеха имеют право на пенсию наравне с отцом или матерью при условии, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет;
в) супруг или один из родителей либо дедушка, бабушка, брат или сестра, независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.
При этом необходимо иметь в виду, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, к числу неработающих не относятся (ст. 57 Закона).
Для супругов умерших граждан, проходивших военную службу, и пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, умерших вследствие военной травмы, занятых уходом за детьми умерших, не достигшими 8-летнего возраста, предусмотрено исключение. Перечисленные лица имеют право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет.
Жены умерших (погибших) граждан, состоящие на их иждивении, находящиеся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за этим ребенком до достижения им 14-летнего возраста и не работающие, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца. С выходом на работу после окончания указанных отпусков выплата пенсии им прекращается, так как оснований для продолжения выплаты пенсии по случаю потери кормильца не имеется;
г) дедушка и бабушка — при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. К лицам, обязанным содержать дедушку и бабушку, относятся их совершеннолетние трудоспособные дети, а также трудоспособные братья, сестры и внуки, обладающие достаточными средствами (ст. 93 и ст. 95 СК РФ).
Нахождение на иждивении умершего (погибшего):
Определение понятия иждивенства закреплено в ст. 31 «Закона» в соответствии с которой «члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию».
Полное содержание умершим кормильцем членов семьи: понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь, и другие предметы жизненной необходимости). При этом члены семьи должны были получать содержание только от умершего кормильца, т.е. они не получали материальной поддержки от других лиц, а доходы, имущество умершего кормильца являлись единственным источником средств их существования;
Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь умершего кормильца членам семьи, осуществлявшаяся систематически в течение определенного периода времени перед смертью кормильца, т.е. эта помощь была не разовой (единовременной, от случая к случаю). Из действий умершего кормильца должна прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь членам семьи.
Порядок установления факта нахождения на иждивении
При условии совместного проживания кормильца (пенсионера МО) и членов семьи факт нахождения членов семьи на иждивении умершего кормильца, как правило, устанавливается жилищно-эксплуатационной организацией либо администрацией района или сельского поселения.
В тех случаях, когда жилищно-эксплуатационная организация либо администрация района или города не располагает данными о нахождении членов семьи на иждивении гражданина, проходившего военную службу (пенсионера), либо затрудняется вынести такое заключение, факт нахождения (или ненахождения) на его иждивении для определения права этих членов семьи на пенсию по случаю потери кормильца устанавливается путем ознакомления с материальным положением семьи умершего гражданина, проходившего военную службу (пенсионера), представителями отдела(м) военного комиссариата и жилищно-эксплуатационной организации либо администрации района или города.
Заключение о семейно-имущественном положении членов семьи действительно только при наличии подписей представителей отдела(м) военного комиссариата и жилищно-эксплуатационной организации либо администрации района или города, а выводы о том, находились ли члены семьи на иждивении гражданина, проходившего военную службу, подтверждаются подписью начальника отдела (муниципального).
При раздельном проживании или отсутствии подтверждающих документов факт нахождения на иждивении устанавливается в судебном порядке. В таком же порядке устанавливается факт нахождения на иждивении в случаях невозможности определения данного факта жилищно-эксплуатационной организацией либо администрацией района или сельского поселения. Заявление об установлении факта нахождения на иждивении члены семьи умершего кормильца должны подавать в суд по месту своего жительства.
Дело об установлении факта нахождения на иждивении должно рассматриваться судом в порядке, предусмотренном статьями 246 — 251 ГПК РСФСР, с участием заявителя и представителей соответствующих пенсионных органов (представителей отдела(м)) в качестве заинтересованных лиц, которые знакомят суд с имеющимися данными по рассматриваемому делу.
Документом, подтверждающим нахождение каких-либо лиц (как правило, отца, матери, брата, сестры) на иждивении военнослужащего, является соответствующая запись в графе 21 послужного списка его личного дела.
Лица, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от нахождения на иждивении
Независимо от нахождения на иждивении право на пенсию по случаю потери кормильца имеют следующие категории граждан:
а) нетрудоспособные дети (согласно ч. 2 ст. 29 Закона) , а также учащиеся дети до окончания среднего или высшего образовательного учреждения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста;
б) нетрудоспособные родители и супруг в случае утраты ими после смерти кормильца источника средств к существованию (ч. 2 ст. 29 Закона).
в) нетрудоспособные родители и супруги граждан, проходивших военную службу, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
г) супруг или один из родителей либо дедушка, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает (п. «в» ч. 3 ст. 29, ст. 57 Закона).
Право на пенсию по случаю потери кормильца на льготных условиях
Перечень лиц, имеющих право на пенсию на льготных условиях, установлен ст. 30 Закона. К числу таких лиц отнесены:
1) супруги военнослужащих, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей):
— по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины),
— те из них, кто занят уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, — независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или нет;
2) родители военнослужащих, умерших (погибших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) — по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших).
Право на пенсию по случаю потери кормильца усыновителей и усыновленных, отчима и мачехи, пасынка и падчерицы
Усыновленные дети, а также пасынки и падчерицы на основании ст. 33 и ч. 2 ст. 34 Закона имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, пасынки и падчерицы, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право и при усыновлении другими гражданами.
Усыновители имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями.
Отчим и мачеха, если они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет, имеют право на пенсию по СПК наравне с отцом и матерью.
Порядок исчисления размера пенсии по случаю потери кормильца
Размеры пенсии по случаю потери кормильца дифференцируются в зависимости от причины гибели военнослужащего: если смерть кормильца связана с исполнением им служебных обязанностей, то размер пенсии, назначенной членам его семьи, будет несколько выше, чем размер пенсии, назначенной семьям военнослужащих, смерть которых не связана с исполнением ими служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 36 Закона пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах:
а) семьям военнослужащих, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), пенсия устанавливается в размере 50% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, а также на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;
б) семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, пенсия устанавливается в размере 40% сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца
Минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой семьям лиц погибших военнослужащих, в расчете на каждого нетрудоспособного члена семьи не может быть ниже:
— при исчислении пенсии в соответствии с п. «а» ст. 36 Закона (семьям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением служебных обязанностей) — 200% расчетного размера пенсии;
— при исчислении пенсии в соответствии с п. «б» ст. 36 указанного Закона (семьям военнослужащих, смерть которых не связана с исполнением служебных обязанностей) — 150% расчетного размера пенсии .
Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения к ним пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера социальной пенсии.
Надбавки и повышения к пенсии по случаю потери кормильца
Статьей 38 Закона к пенсии по случаю потери кормильца (в том числе к исчисленной в минимальном размере) установлены следующие надбавки :
1) членам семьи, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста к назначаемой им пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляется надбавка на уход за ними в размере 100% расчетного размера пенсии ;
2) к пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере), назначаемой детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II групп, потерявшим обоих родителей, либо указанным детям умершей одинокой матери, начисляется надбавка в размере 32% расчетного размера пенсии .
Кроме того, ст. 45 Закона определены основания установления повышений пенсий по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан (участникам Великой Отечественной войны, необоснованно репрессированным лицам, труженикам тыла и другим категориям граждан).
Самыми распространенными повышениями для вдов, получающих пенсию по СПК являются основания п. Д ст. 45 — для тружеников тыла или родившихся до 31 декабря 1931г. в размере 16 % расчетного размера пенсии ;
При наличии права на получение одновременно двух пенсий в соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» надбавки и повышения соответственно начисляются и устанавливаются к одной пенсии.
Право на одновременное получение двух пенсий
Статьей 7 Закона установлено, что членам семей погибших (умерших) военнослужащих, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (с учетом ряда исключений).
Первым исключением являются: «Супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца) (в ред. Федеральных законов от 21.12.2006 N 239-ФЗ, от 03.12.2007 N 319-ФЗ, от 08.05.2008 N 64-ФЗ, от 21.06.2010 N 122-ФЗ)».
Как видим, в декабре 2006 г., декабре 2007 г. и в мае 2008 г. в редакцию указанной статьи Закона были внесены важные изменения.
Так, в соответствии с Законом от 21.12.2006г.№ 239 вступившим в силу с 1 января 2007 г., внесены принципиальные изменения, в соответствии с которыми право на получение второй пенсии приобрели не вступившие в новый брак вдовы всех военнослужащих, погибших вследствие военной травмы (а не только вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну и в войну с Японией, как это было ранее).
Федеральным законом от 8 мая 2008 г. N 64-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 30 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, » право на получение второй пенсии предоставлено не только не вступившим в новый брак женам (вдовам), но и мужьям (вдовцам) военнослужащих, погибших вследствие военной травмы (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий).
Основанием для получения супругами двух пенсий является гибель военнослужащего вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при условии, что пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступлений против Родины) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг.
Вторым исключением являются: «Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
(часть третья введена Федеральным законом от 01.06.1999 N 110-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.12.2007 N 319-ФЗ, от 21.06.2010 N 122-ФЗ)»
Существенные изменения в редакцию ст. 7 вышеназванного Закона внесены также Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2008 г. Эти изменения заключаются в следующем.
Если прежней редакцией рассматриваемой статьи родителям погибших военнослужащих было предоставлено право на получение двух пенсий только по двум законам: пенсии по случаю потери кормильца — по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» и трудовой пенсии — по Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (получение же родителями двух пенсий в рамках одного Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» предусмотрено не было, то в соответствии с внесенными с 1 января 2008 г. изменениями данное ограничение отменено: указанной категории граждан может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца независимо от получения другой пенсии (за исключением пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).
Указанное положение приводило к тому, что, например, офицер запаса, получавший в соответствии с данным Законом пенсию за выслугу лет, у которого в ходе боевых действий в Чеченской Республике погиб сын-офицер, права на получение второй пенсии — по случаю потери кормильца — не имел. В то же время отцу такого же погибшего офицера, получавшему пенсию в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначалась вторая пенсия — по случаю потери кормильца — по нормам Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».
Таким образом, в настоящее время законодателем устранено действовавшее длительное время ограничение прав на получение двух пенсий как супругов погибших военнослужащих, так и родителей погибших военнослужащих.
Следует отметить, что в соответствии с нормами ст. 35 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» пенсия по случаю потери кормильца, назначенная супругу умершего, сохраняется при вступлении супруга в новый брак. (Т.е. в период получения пенсии по СПК вдова вступит в повторный брак, то пенсия не прекращается. Но если данная пенсия будет прекращена, к примеру, в связи с переходом на пенсию от ПФР, то право на пенсию по СПК у нее утрачивается навсегда.)
Органы, определяющие причинную связь смерти военнослужащего с причинами, перечисленными в пункте «а» статьи 21 настоящего «Закона»
Причинно-следственная связь смерти военнослужащего с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) для назначения пенсии по случаю потери кормильца определяется в порядке, установленном статьей 21 «Закона», в соответствие с которой причинная связь смерти военнослужащего определяется военно-врачебной комиссией.
Военно-врачебная комиссия по факту смерти выносит заключение на основании документов медицинских и следственных органов.
При этом в некоторых случаях, например, если военнослужащий погиб в автокатастрофе, причинная связь его смерти с военной службой определяется по результатам расследования ( судебного решения, прокурорской проверки).
Во всех случаях причина смерти военнослужащего указывается в приказе командира об исключении погибшего военнослужащего из списков личного состава. При этом для определения размера и права на пенсию по случаю потери кормильца одного приказа командира части недостаточно, поскольку в нем причинная связь смерти военнослужащего с исполнением обязанностей военной службы указывается в соответствии со статьей 37 Федерального Закона « О воинской обязанности и военной службе», применять который для назначения указанной пенсии оснований не имеется. Установленная причинно-следственная связь в соответствии с указанной статьей применяется при определении права на страховое обеспечение.
Причинная связь смерти лиц, уволенных с военной службы определяется соответствующими учреждениями медико-социальной экспертизы с учетом заключений медицинских и следственных органов.
В соответствии со статьей 24 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Члены семей умерших военнослужащих, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, имеют право обратиться в Медико-социальную экспертную комиссию Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.
Данная Комиссия рассматривает документы, представленные членами семьи умершего кормильца, и в случае подтверждения потери кормильца из числа лиц, действовавших в составе подразделений особого риска, выносит решение о причинной связи смерти кормильца с действиями в составе этих подразделений.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ причинная связь смерти граждан, проходивших военную службу и указанных в статье 1 данного Федерального закона, с последствиями воздействия радиации устанавливается межведомственными экспертными советами.
Порядок обращения за назначением пенсии по случаю потери кормильца
Заявления о назначении пенсий представляются в отделы (муниципальные) военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по месту жительства члена семьи вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса, которые в течение 7 дней направляются в пенсионный орган(отдел социального обеспечения). Пенсионный орган рассматривает поступившие документы в течение 10 дней со дня поступления заявления либо не позднее 10 дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления.
В соответствии с п. «б» ст. 53 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» пенсии семьям погибших (умерших) военнослужащих и пенсионеров из числа бывших военнослужащих назначаются со дня смерти кормильца, но не ранее дня, до которого ему выплачены денежное довольствие или пенсия, кроме следующих случаев назначения пенсии членам семьи с более поздних сроков:
— членам семьи, приобретшим право на пенсию после смерти кормильца в связи с достижением пенсионного возраста или установлением им инвалидности, — со дня достижения этого возраста или установления инвалидности;
— родителям или супругу, приобретшим право на пенсию в связи с утратой ими источника средств к существованию, — со дня обращения за пенсией.
При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте — дата их отправления.
В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте.
Пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным в соответствии со ст. 29 Закона, а членам семьи, достигшим возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет, — пожизненно (ст. 39 указанного Закона).
По заявлению члена семьи причитающаяся ему доля пенсии по случаю потери кормильца выделяется и выплачивается отдельно. Выделение доли пенсии производится с учетом норм исчисления пенсии, предусмотренных вышеназванным Законом для члена семьи, обратившегося за ее выделением.
Выделение доли пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором поступило заявление.
Если в составе семьи, которой была назначена пенсия по случаю потери кормильца, произойдет изменение, в результате которого отдельные члены семьи или семья в целом утратят право на пенсию, уменьшение размера пенсии или прекращение ее выплаты производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором произошло это изменение.